8.06.2006

"... добро пожаловать в старый собор!"

Обычно паломники, приезжая в Сан-Франциско, ограничиваются посещением Кафедрального собора. Моя поездка так устроилась, что меня благословляли с одного места на другое, пока я не посетила все три точки, три кита православного Сан-Франциско. Главное место это конечно кафедральный собор, благолепно расписанный и хранящий святые мощи Владыки Иоанна, множество святынь и икон.

Сегодня я расскажу про вторую точку, которую никак нельзя пропустить, если вы в православном Сан-Франциско. Это старый собор.
* * *
…сразу после окончания Литургии в кафедральном соборе я поехала я в Старый Собор. Недалеко, блоков десять от Нового, на пересечении Fulron и Fillmore St. Нашла легко. Едешь по улице Фултон, а чувство, будто в Риме. Впереди Огромный католический собор, который виден с вершины холма. Надо вовремя затормозить, не поддаваясь иллюзии и "гравитации" :)


 улица Фултон, так и хочется съехать вниз, похоже на Рим, старый собор – третий слева, виден треугольничком
улица Фултон, так и хочется съехать вниз, похоже на Рим,
старый собор – третье здание слева, виден треугольничком
copyright на все фотографии Н.Тучина ©pochitai-2006


Старый собор в готическом стиле, архитектуры неправославной. Как потом объяснил мне отец Иаков (ака father Джеймс) – храм был куплен у англикан для нужд русских православных где-то в конце двадцатых годов, так как строить в то время было невозможно. Снаружи храм белый, а внутри всё из тёмного дерева.


Image Hosted by ImageShack.us
так выглядит старый собор изнутри, это бывшая англиканская церковь,
купленная православными в конце двадцатых годов
copyright на все фотографии Н.Тучина ©pochitai-2006


Подхожу к собору, вижу православный крест – наш. Но двери заперты. Обхожу вокруг, тихо, как я обычно делаю, внутренне прислушиваясь. Дверей нету. Одно окно открыто и в нём занавесочка от ветра развевается. Я в окошко “Господи Иисусе Христе Сыне Боже, помилуй нас!” Появляется лицо, женщина спрашивает по-английски: “Вам войти?”. “Да”, - говорю, - Мне к отцу Иакову”. Она отпирает двери, и я оказываюсь в довольно шумной и весёлой прихожей, полной негритят :) Тут же выходит мне навстречу иеромонах и представляется по-английски же: “Father James”. “Благословите”, - прошу по-русски. Благословляет и торжественно повозглашает: “Добро пожаловать в Старый Собор!” добавляя при этом: “ Желаете осмотреть?” Он душевно прощается с негритятами, оставляет всё и посвящает мне следующий час, как будто только меня сегодня и ждал.

Свечки не горят, служба кончилась. В Старом соборе мрачновато, темно и жарко. Видно, что строили его неправославные. На окнах цветные яркие витражи, в окне дата постройки “1927” из веселого стекла. Просторно. Места кажется много, и трудно представить, что когда-то этот собор не мог вместить всех, пришедших на службу желающих, так что люди стояли вплотную и передавали свечки по головам. Сколько же их было, верующих русских людей, и где они сейчас? Где их кладбище?


 так выглядит старый собор внутри
так выглядит старый собор внутри
copyright на все фотографии Н.Тучина ©pochitai-2006


Father James начинает со святынь, которые хранятся в соборе. Старые иконы и мощи были привезены в собор из России из Шанхая. Можно только представить, как выглядел внутри Шанхайский собор!

Вижу Монреальскую, фотокопию, она немного даже выцвела, а в киоте – ватки. Father James на мой вопрос, не осталось ли мира, говорит, что всё раздали. Ватки наверное на случай, если фотокопия замироточит. А у меня до сих пор хранится миро от иконы, которое мне дал Брат Иосиф - от самой иконы, которой он меня тогда и благословил, покрыв иконой мою голову и прочитав молитву. Столько лет это миро хранится в баночке на полке моей “поклонной горы” - крышка банки ссохлась и “отскочитла”, а миро не высохло. Слава Богу за всё! Брат Иосиф, моли Бога о нас!

Старый храм мне был особо интересен еще и тем, что ведь именно сюда вошел студент Евгений Роуз и вдруг понял, почувствовал, осознал, что есть православие! Отсюда началась история Братства Преподобного Германа Аляскинского в Платине, откуда я собственно и приехала на машине в Сан-Франциско.

Это была первая и главная церковь Владыки Иоанна Максимовича, когда он переселился в Америку. Иеромонах Иаков, Father James, который теперь здесь служит - американец, прихожане тоже в основном американцы. Интерьер, крыша, стены собора сделаны из дерева. Иногда в храме раздается скрип и грохот, кажется что падает потолок. Но одна американка сказала: "Не бойтесь, его делали корабельщики, и он всегда так скрипит, как корабль". Корабль на волнах моря житейского - скрипит, но столько лет уже выполняет свою миссию! Зовёт на борт живые души, желающие спастись.


мантия вынесена для молебна, видна Монреальская икона и киот с мощами мучеников, в числе которых я запомнила особо любимого странником Игнатия Богоносца  photo copyrght©pochitai-2006
мантия вынесена для молебна, видна Монреальская икона и киот с мощами мучеников,
в числе которых я запомнила особо любимого странником Игнатия Богоносца
copyright на все фотографии Н.Тучина ©pochitai-2006


В алтаре собора хранится мантия Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского. К моей радости отец Иаков вынес мантию из алтаря и сказал: “Сейчас отслужим молебен”, спросив у меня имена особо больных. Я записала игумена Германа и рабу Божию Ольгу. Моё имя отец Иаков произносил прежде остальных... Во определенном месте молебна отец Иаков призвал меня вперед, велел встать на колени и совершенно завернул меня в мантию Владыки Иаонна! Как бы дважды завернул, с головой. И стал читать надо мной молитвы. Мой лоб под мантией был сильно прижат к иконе Святителя Иоанна. Что я испытала!

мантия Святого Иоанна Максимовича хранится в алтаре старого собора, иногда выносится из алтаря…
мантия Святого Иоанна Максимовича
хранится в алтаре старого собора,
иногда выносится из алтаря…
copyright на все фотографии Н.Тучина ©pochitai-2006"



Сколько я потом не пыталась сфотографировать мантию, резкости не получалось. Как будто вибрация какая-то, или руки у меня тряслись? Я попросила сфотографировать отца Иакова на память у мантии, и опять та же история. Не могла сделать фотографию, хотя отец Иаков спокойно стоял, говорил: “… till you get it right”.
Он отличается большим терпением и поучается прихожан делать то, за что ты принимаешься во славу Божию “till you get it right”.


иеромонах Иаков (ака father James) служит в старом соборе
иеромонах Иаков (ака father James) служит в старом соборе
copyright на все фотографии Н.Тучина ©pochitai-2006


текст и фото under the copyright law
Наталья Тучина
согласие автора на использование фото и текста обязательна
©pochitai-2006

(встреча с монахиней Марией – скоро)

No comments: