8.19.2006

валаамская линия

матушка Мария, Сан-Франциско

Во время молебна монахиня в белом вошла в церковь и сразу вышла. Как будто просто дать мне знать, что она - там. Я знала от людей, что в старом соборе в Сан-Франциско живёт монахиня. После молебна я не хотела уходить пока не поговорю с нею. Стала искать, пошла “на голоса” :)
Нашла её в трапезной. Она с кем-то беседовала. Встала, приветствовала меня троекратным поцелуем. “Матушка, благословите!” Руки тонкие. Носит апостольник. И очки. За стёклами очень живые глаза. В них радость.

Духовных узнаёшь по глазам. И по спокойствию рук.

В монахини матушку Марию постриг отец Димитрий. Он был Валаамцем. Ушёл с Валаама вместе со остальными монахами зимой 1939 года, по льду Ладожского озера. Тогда советы были близки к захвату острова (“зимняя война”), и финское правительство предложило монахам Валаама переселиться в Финляндию. Они погрузили на подводы всё, что смогли взять с собой - малую часть богаств, собранных на Валааме за столетия. Многие монахи были слишком стары и немощны, чтобы перенести сложный зимний путь. Отец Димитрий до Финляндии доехал, но в пути отморозил ноги. Видимо, пришлось много идти по снегу и льду. На подводах везли иконы, колокола, Богослужебные книги…

Матушке Марии, тогда простой светской девушке, один священник посоветовал поехать к отцу Димитрию, который жил тогда в монастыре в Санта-Роза в Калифорнии (куда только бывших валаамцев судьбой не заносило!) Она послушалась, а когда приехала, отец Димитрий неожиданно сказал: “Останешься здесь, пока не станешь монахиней”. Это было совершенным сюрпризом! Она не собиралась в монахини и даже никогда не думала об этом прежде. В том же монастыре жил второй Валаамский монах – отец Михаил, с которым матушка Мария тоже познакомилась. Вот так ведёт Господь своих чад. Теперь оба старца-валаамца в могилах, а матушка Мария уже двадцать лет как приняла монашество по их благословению.

Спросила о том, как она относится к воссоединению Русской Православной церкви зарубежом и Московской Патриархийной церкви в России. Матушка говорит только по-английски, так что разговор наш придётся перевести. Она сказала: ‘Everything is global. We have to think globally, we can not think locally. We have to exercise сautious not to force the course of events. It is a little premature”. Потом добавила: “ …we have to think about people in Russia…”

Матушка налила мне стаканчик яблочного сока. Было невероятно жарко, и я приняла угощение в благодарностью. Мы чокнулись :) Матушка попросила меня оставить мой адрес. На мой вопрос о совете тем, кто желает ступить на путь монашества, она сказала, что нужно обязательно иметь контакт с людьми того же направления духа для взаимной поддержки, если не в личном присутствии, то хотя бы в переписке, и обязательно духовного отца или мать для совета.

Голос у неё тонкий, тихий. И руки спокойные. Только раз я заметила как руки её поднялись “что-то сказать”, но тут же опустились. Она трижды поцеловала меня, провожая в дальний путь… Матушка Мария, помолитесь обо мне!

старый собор в Сан-Франциско, где живёт матушка Мария
старый собор в Сан-Франциско, где живёт матушка Мария

почитать о моём посещении "старого собора" - click here

all text and photo under the copyright Н.Тучина ©pochitai-2006
согласие автора на использовании фотографий и текста обязательно