9.07.2008

Остров Святого Нилуса


Остров Еловый - справа, прямо под крылом самолета,
видна гора Преподобного Германа,
и остров Святого Нилуса - слева, что побольше, отдельный...


Ожидая рейс на Кодьяк в аэропорту Анкориджа на Аляске я заприметила священника с аккуратно подстриженной бородкой, в серой рясе, с православным крестом, и с ним - одного монаха, веселого, с седою бородою. Подошла, попросила благословения. Сначала у священника (он оказался отцом Майклом Спэйнауэр, настоятелем храма OCA в Джуно на Аляске). Тот благословил. А потом у монаха. Он говорит: "Бог благословит". Я у него и спрашиваю: "Отец Симеон, а вы помните, как вы меня в Платине прошлым летом в свой огород на экскурсию водили?" Он отвечает: "А я думаю что-то ты мне знакомая". Ну и разговорились. Отец Симеон ехал из Платины на Еловый остров на три-четыре месяца добровольцем на "летнюю вахту". Я говорю: "А мне надо на остров Святого Нилуса, и чем раньше тем лучше". Я уже была внутри вся направлена как стрела. Целилась вверх по течению, чтобы даже если снесет, всё равно оказаться в точке-наметке.

Отец Симеон говорит: "Как прилетим на Кодьяк - ты не убегай, меня встречать будут, там мы с ними поговорим". Всё так и вышло! Самым наилучшим образом.


Когда мы все расселись в самолете лететь на Кодьяк, то оказалось, что у монаха Симеона место в бизнес классе. Он сам не знал, как так получилось. Он был немного смущен неожиданной роскошью. Отец Майкл с улыбкой говорит ему: "Let's don't get to proud of that!". Мы все втроем рассеялись этой шутке. Вообще, отец Майкл оказался шутником. На мой вопрос как у них в Джуно с посещаемостью, ходят ли люди в церковь, он ответил, что в Джуно "количество медведей стало превосходить количество людей, медведи даже стали заходить в церковь!" И рассказал, как раз к ним в храм и зашел медведь!

Отца Симеона и отца Майкла встречали Марина и Майкл с Кодьяка. У них как специально оказалось одно свободное место в машине. Хорошо путешествовать одной, всюду воткнешься! Машина была стареньким аутбэком, причем правая пассажирская дверь держалась на изоленте. Оказалось, что недавно эту дверь совершенно оторвал медведь, и теперь её приходилось придерживать, чтобы она не улетела. Вид у нее был измятый и как будто даже пожеванный. "Медведь вышиб стекло и вырвал дверь", - пояснил Майкл. Я сразу почувствовала себя на Аляске.


кафе Монк Рок на Кодьяке


"Православие - провозглашая истину с 33 года"


Мы поехали в кафе "Монкс Рок" (Монашеский Камень). Это также и магазин, там продают книги, иконы, четки. Я была в джинсах, они же меня прямо с самолета забрали в аэропорту. Говорю: "Отец Симеон, я пойду юбку надену, а то чувствую себя голой". Он смеется, говорит, это ничего, мы же еще в лодке поедем". Но у меня всегда с собой моя походная "террористического вида" юбка, она надевается прямо поверх джинс, очень удобно на все случае траспорта.

Отца Майкла из кафе кто-то забрал, а нас с отцом Симеоном повезли дальше - в бухту. По пути мы остановились у продмага купить еды, но на двери магазина было написано: "Закрыто до восстановления электричества", Оказалось, что на Кодьяке нет электричества - местный самолет влетел в провода и х порвал. Другой продмаг был открыт, и кассиры там производили подсчеты на больших деревянных счетах с костяшками, которые вывезли из России видимо еще первые переселенцы.

Мы стояли на берегу, на больших темных валунах, и всматривались вдаль. В одно прекрасное мгновение в той дали замаячила точка, которая стала прорисовываться, и вскоре мы определили, что это моторная лодка. За нами приехали отец Мартирий и матушка Габриэла. Они извинялись, что немного опоздали против обещанного времени - "Мы остановились посередине пути - смотрели кита!" Из лодки выпрыгнули сначала две собаки, потом Отец Мартирий в резиновых сапогах, и стал её придерживать, а мы с относительной ловкостью в неё забрались, закинув рюкзаки вперед. Оказавшись в лодке, я поприветствовала матушку Габриэлу, которая была на вёслах.


бухта на Кодьяке, из которой мы начали путь на остров Святого Нилуса

Мы отчалили, светило солнце, пронизывая всё необыкновенным сиянием - и лес, и небо, и горы. Вокруг была абсолютная красота, а главное - вода! Я была в лодке, на озере, словно перенеслась в моё валаамское прошлое... Мы прошли на моторке недолго, как вдруг отец Мартирий заглушил мотор. Мы сделали небольшой крюк на веслах посмотреть смешных меховых зверей - морских выдр, которые плыли на спинках прямо около борта лодки и смотрели на нас глазами-бусинками. Такое впечатление, что в передних лапах у них было по рыбке. Они ныряли и выныривали где хотели, и как мы не старались быть в правильном месте, они выныривали в другом, как будто играли с нами в игру.


отец Симеон и отец Мартирий

Плыли мы думаю час. А может и вообще не час, и сколько - не знаю. Время для меня вдруг совершенно потеряло определенность. Меня скинули на острове Святого Нилуса, а отец Симеон поехал на соседний остров, Еловый, в скит. В пути он успел рассказать, что огорода в этом году в Платине нет, что старцу Ефрему делали операцию на спине, что отца Германа перевели в селение Платину и он не живет больше в скиту. Он был в очень веселом настроение, очень радостный. При расставании он хлопнул меня по плечу и спросил "Ну что - похоже на Валаам?". Говорю: "Очень похоже!"



На берегу меня встретила матушка Нина и повела наверх. Матушка Гавриила при этом взяла мой рюкзак и понесла его в гору, как я ее не отговаривала от этого предприятия. "Ну вы же, наверное, очень устали с дороги.." - объяснила она. Хотя у неё самой рюкзак за плечами был в три раза больше моего, и еще разные котомки. Так и вижу её, идущую в гору, согнувшуюся в три погибели.


Босая Радуга

Еще на берегу (причала никакого нет, просто берег) была одна девушка-паломница, звали её Ксения. Она была в супер-православном одеянии стиля "юродивой". Тапки из кожи, прошиты большими примитивными стежками (как я потом заметила, подошв уже почти не было, одни дыры, так что ходила она практически босиком), длинное до земли платье из холстины, всё вышитое крестиками... Она из штата Мизури, американка. На острове она уже пару недель, и еще пробудет недели три, а потом поедет домой. Я её спросила, как она узнала про остров Святого Нилуса. Она сказала, что она из прихода в Канзас-Сити, где теперь живёт матушка Бригитта, основательница Скита Преп Ксении Петербургской в горах Калифорнии. Она-то и рассказала Ксении об острове Святого Нилуса и вдохновила её на паломничество. Имя Ксения было дано этой американке при крещении, а настоящее имя её оказалось - Радуга (Rainbow).



приехали - в лодке отец Симеон, слева - паломница Ксения

Узнав, что я только завтракала, монахини сразу сообразили ужин, и мы все вместе поели. На столе стояла солонка в образе колоколенки с православным крестиком. На трапезе присутствовали все насельницы скита - матушка Нина, матушка Гавриила, матушка Нелла, сестра Джулия, паломница Ксения и новоприбывшая гостья, то есть я. После трапезы меня представили коту Милане - "единственному дикому зверю" на острове. Тут нет ни медведей, ни волков. Весь остров можно обойти вокруг за час, чем я и занималась в последующие три дня, обойдя его несколько раз по часовой и против часовой стрелки, что сильно помогло размотаться и размагнититься. По пути по примеру матушки Нины я подбирала напиленные кругляки дров, складывая их в поленницу недалеко от хижины, куда меня поселили.

Время Святого Нилуса

Поселили меня в избушку для паломников. Называется "Шамордино". Кто был в Оптине, тот поймёт. А в Платине я жила в..."Хилтоне" :) Изба была деревянная, одна большая комната, в ней четыре или пять разделенных ширмочками кроватей. Но они кому-то предназначались. Паломница Ксения жила в палатке в лесу. Матушка Нина бросила мне на пол мат чему я очень обрадовалась. Спальник был. "Совершенно то, что мне надо, я всё равно не раздеваюсь, когда сплю", - сказала я матушке Нине, которая тем не менее выдала мне простыню.


палатка в лесу, в которой жила Ксения

"Вечерняя служба в пять тридцать" - сказала матушка Нина. "Имей в виду, что мы не переводим часы на летнее время... У нас своё время - время Святого Нилуса". Как говорится, сверим часы! Я посмотрела на свои, которые еще показывали время Северной Каролины. Я перевела их на "время Святого Нилуса". Сдвинулось всё. "Утром начинаем служить в четыре, но ты наверное устала, так что это необязательно..." Видимо, они тут ко всему привыкли. Я попросила, чтобы меня кто-нибудь разбудил, и матушка обещала, что сестра Джулия или Ксения постучатся в мою дверь в три сорок пять поутру.

Было уже пол одиннадцатого вечера, а солнце всё не садилось. Всё висело на небе, точнее не само солнце, а его свет - незаходящий свет. Так красиво. Тут белые ночи, тут время другое, тут совсем другой кислород...


это я на берегу острова Св Нилуса

После вечерней службы я пошла гулять по берегу. Был отлив, и можно было посуху пройти довольно далеко. Так красиво! Действительно - Валаам! До чего похоже. Не зря Преподобный Герман назвал остров Еловый, что напротив Святого Нилуса - Новым Валаамом. Я еще до туда доберусь! Вон белая точка - крест на самой вершине горы Преподобного Германа. На Еловом живут монахи. На острове Святого Нилуса - монахини. Их разделяет пролив. Живут они тут и зимой. Зимой паломников меньше, не то чтобы летом их было так уж много. Но зимой сюда еще труднее добраться, а те, кто добрался, неделями не могут выбраться - шторма.

Сегодня - полный штиль. Поверхность воды как зеркало. На закатном небе - два солнца.


закат на острове Святого Нилуса

продолжение (м.б.) последует...

все фотографии мои permission required
all rights on photos reserved
copyright Наталья Тучина
©natalia tuchina-2008

No comments:

Post a Comment