Hаш полет над северной каролиной на воздушном шаре
Исторический день! Мы совершили полет на воздушном шаре! Встали в четыре утра, так как старт был назначен на шесть. Над предстояло встретить в небесах рассвет. Точнее это я встала в четыре, а Надя проспала до пяти, пока не позвонили из О! Какие они молодцы, будят клиентов :) Чтобы зря воздушный шар не надувать. Мы попили кофею и сели в Хонду. Я повела, так как Надя еще досматривала сны. Ехать было около часу. Направление списали с интернета.
Съехав с шоссе, мы увидели чудную картину земли на рассвете - туман лежал воздушным белым одеялом, слоился. Сквозь него пробивалась зелень, делая зеленый цвет особенно мягким, и всё это насквозь просвечивал красный свет зари. Солнца еще не было, только свет его. Просто чудо! Где-то тут, в таком таинственном месте, и должна была быть стартовая поляна воздушного шара.
Мы умудрились не пропустить поворот и не заблудиться, так что появились в "офисе" ровно в шесть часов утра! "Офисом" собственно назывался столетний фермерский деревянный дом белой покраски. Нам навстречу сразу выбежала собака размером со небольшого слона. Она сначала потянулась вперед, потом размяла задние ноги, а уже потом начала гавкать, как будто рабочий день у неё начинался в шесть и ни минутой раньше. Из дома вышел человек, представился Чарльзом и спросил: "Вы приехали покататься на воздушном шаре?". Мне показалось, что я нахожусь внутри книги "Алиса в стране чудес" или вроде того. Я подтвердила с полной серьезностью: "Да, именно так, на шаре". Чарльз улыбнулся, после чего на меня прыгнула вышеупомянутая собака-слоник, ткнулась боксерской перчаткой своего мокрого носа мне в лицо и наградила меня поцелуем, к счастью попав всего лишь в щеку :) Собачку звали Йеллер. Вскоре из дома вышла Кристи, жена Чарльза, а также вторая собачка, чуть поменьше слоника - Эби. Это собственно и была компания "О! Шарик!" в полном составе.
"Воздушные шарики я любила с детства. Очень любила мультик, где Пятачок летел на шарике, чтобы подарить этот шарик Ослику Иа и очень расстраивался, когда шарик лопнул. А полет на настоящем воздушном шаре казался просто нереальной голубой мечтой... И вот вдруг она осуществилась!" (из дневника путешественницы Нади)
На поляне около дома стоял грузовичок с прицепом. Двери прицепа открылись, и оттуда появился вентилятор, который был сгружен на землю. После вентилятора Чарльз вынул из чудо-прицепа какой-то коричневый рюкзачок и корзинку. Я даже сначала не поняла. Думала, эта корзинка типа грибы собирать. Рюкзачок разложили, и оттуда, как из сумочки Мэри Попинс, стала появляться разноцветная лента, которую Чарльз и Кристи размотали этакой голливудской дорожкой аж до самого леса - целая тысяча ярдов материала! После этого Чарльз попросил нас подержать "края", которые оказались краями "дна", а вся эта материя оказалась будущим воздушным шаром. Я потрогала материальчик - нейлон. Этакое лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков.
на все фотки в тексте можно нажать и открыть их побольше - н.т.
Мы стали держать края, а Чарльз подставил поближе вентилятор, и мы как бы ловили воздух сачком, который увеличивался на наших глазах и превращался в длинный и пузатый тоннель. Я заглянула в этот тоннель, и в самом конце его увидела Чарльза и Кристи, которые прицепили нейлоновую "крышку" шара - верхняя часть шара представляла собой отдельный кусок материала. Вентилятор сильно дул на Надю, она смеялась, её куртка тоже надулась, особенно рукава, так что она стала похожа на астронавта. Я посмотрела в небо. Там висела луна.
"Некоторые предлагали совершить пеший поход, другие предлагали плыть по реке на лодках, а Знайка сказал: "Давайте сделаем воздушный шар и полетим на шаре". Эта идея всем понравилась Коротышки еще никогда не летали на воздушном шаре. Никто конечно не знал, как делать воздушные шары, но Знайка сказал, что он всё обдумает и тогда объяснит" (из книги "Как Знайка придумал воздушный шар")
Чарльз прикрепил основание шара к корзинке которая всё еще лежала на боку на земле. После чего сравнительно легким движением мы с Надей поставили корзинку вертикально. Тут-то я и поняла, что именно в ней мы и полетим. Это действительно будет полет для двоих, просто потому что в эту корзинку больше никто не поместится! Эта корзинка напоминала что-то из детских книг. И когда я в неё забралась, то было чувство, как будто вошла в какой-то детский сон, в другую реальность, что сейчас будут происходить чудеса. И они не замедлили! Над нами был огромный воздушный шар высотою в семь этажей.
Чарльз включил горелку под основанием шара над нашими головами, раздался шум и в шар начало поступать оранжевое пламя. Пламя стало нагревать тот прохладный утренний воздух, который мы загнали в шар с помощью вентилятора. Кристи сказала: "Давай твой фотоаппарат - я сделаю фотографию перед стартом". Я доверила ей свою камеру, и она оправдала моё доверие, сделав прекрасный кадр и отдав мне камеру обратно в самый последний момент. После чего наша корзинка немножко подпрыгнула, оторвалась от земли, и я с удивлением обнаружила, что Кристи стала уменьшаться, удаляться, как будто она куда-то улетала вместе с грузовиком и землей. Взглянув вверх, я увидела оранжевое пламя и поняла, что покидаем землю собственно говоря мы. К счастью в корзинке с нами оказался Чарльз, так что можно было сильно не волноваться. Он - пилот воздушного шара с дипломом и "летными часами" практики.
Вскоре мы уже потеряли из виду Кристи и её большой грузовик, а также и полянку, которая связывала нас с прошлой жизнью, и чувство направления, откуда мы собственно появились. Медленно мы поднимались вверх. Было чувство, как будто мы плывем. Никакого особенного управления воздушным шаром нет, его несет туда, куда дует ветер. На разных высотах ветер дует с разной силой и в разных направлениях, так что, оторвавшись от земли на воздушном шаре, ты никогда не знаешь куда тебя понесет. Это как течение в океане или море. Не зря есть теория, что небо - это второе океан, и что над нашими головами - вода. Я хорошо прочувствовала эту теорию, плывя на воздушном шаре по небу. Там - тишина и плавность... Даже само слово "плавность" от слова плавать, плыть. Казалось, что мы плывем.
"На высоте 200 метров звуки земли совсем исчезли и наступила полная тишина... Было так мягко и тихо, что можно было услышать биение собственного сердца. Высота не ощущалась особенно остро и было совсем не страшно, а скорее как-то загадочно от происходящего. Вставало солнце! Деревья утопали в слоях тумане, пронизанных розовыми лучами - от этого зрелища просто захватывало дух! Тут мы начали осознавать, что мы - в воздухе, в маленькой плетеной корзинке, летим на целым миром. Казалось, что мы - первые люди, опускающиеся на новую планету из космоса" (из дневника путешественницы Нади).
Время от времени Чарльз добавлял в наш шар горячего воздуха, и тогда мы поднимались выше. А если разговаривали и он долго не включал горелку, то мы плавно снижались. И так мы катались на волнах, то выходили в верхние слои атмосферы, то почти задевали верхушки деревьев. Деревья казались водорослями, а земля - дном океана. Мне даже удалось сорвать листик с самой верхушки одного дерева, над которым мы медленно проплыли. Я бережно засушила его. Часто ли удается сорвать листик с верхушки самого высокого дерева!
И так мы летали и любовались нашей планетой. Пролетая на малой высоте, мы перебудили всех собак в округе. Они начали лаять, передавая новость по телеграфу. Вот, завидев нас, рвануло в лес целое стадо коров :) А дикие индюшки наоборот все выбежали на поляну - штук тридцать - поглазеть что происходит и пошуметь по этому поводу. Из домиков выскакивали и люди в пижамах и ночных рубашках, вглядывались в небо, радостно и по-детски махали нам, а мы - им. Когда мы пролетели над пастбищем, пасущиеся там лошади сильно запаниковали, но Чарльз стал кричать им с небес "И-хо!" что видимо означает "it's o'key" в переводе с английского на лошадиный, потому что лошади от этих слов успокоились. На головах у них были какие-то повязки. Я спросила, зачем, так как раньше никогда таких не видела. Оказалось, это своего рода солнечные очки для лошадей, только не против солнца, а против мух :) чтобы мухи глаза лошадкам не кусали.
Но вот мы стали подниматься выше и выше, и уже не видели ни лошадей, ни коров, а только прекрасную нашу землю - такую красивую и такую родную. Она была укрыта пеленой тумана. Он живописно лежал слоями, как будто кто-то бросил легкую шаль для украшения земли... И мягкое утреннее солнце делало этот вид на зеленую туманную землю совершенно сказочным! Мы стояли в корзинке, держась за канатики, ведущие к шару. Края корзинки были на уровне чуть ниже пояса. В принципе выпасть из корзинки было легко :) Я потом спросила Надю, было ли ей страшно. "Я думала, что будет страшно, потому что я боюсь высоты, но почему-то было совсем не страшно - все эти поля с сеном и луга с травкой, ложбины с туманами сверху казались такими мягкими, приятными". Ну точно мы летали как во сне! :) Если закружится голова, то на дно корзинки можно просто сесть - всё будет видно и сидя.
Иногда Чарльз переговаривался по радио "Big O! land to Big O! balloon" раздавались позывные Кристи, которая следила за нашими непредсказуемыми ветряными перемещениями с земли и догоняла нас на грузовике на случай преднамеренной посадки. Ветер носил нас в самых разных направлениях, и Кристи иногда приходилось делать повороты на 360 градусов, чтобы не потерять нас из виду.
Раз на связь вышел другой воздушный шар! Его оператор спросил, как проходит наш полет. Чарльз ответил, что очень хорошо - мы перемещаемся по волнам ветра уже целый час. Спросил в ответ, как дела шли у них. Оператор другого шара засмеялся и сказал, что они зависли на одном месте и никуда не двигаются вообще уже минут пятнадцать - вообще нет ветра. Чарльз рассказал нам, что в Северной Каролине около 20 компаний осуществляют катания на воздушных шарах, пять из них - в районе Стэствилла. В ноябре все воздушные "шаристы" собираются вместе на большой праздник, посвященный дни первого полета на шаре, и все вместе поднимаются в небо. Вот это наверное красота! Надо будет обязательно поучаствовать в этом фестивале осенью.
"Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! - сказал Незнайка. - Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь. "А вот и не лопну, - ответил Гунька. - Очень мне нужно лопаться!" "Лопнешь-лопнешь! - уверял его Незнайка. - Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел". "Что же это за штука?" - заинтересовался Гунька. "Скоро мы делаем воздушный шар и полетим путешествовать!" (из книги "Как Знайка придумал воздушный шар").
Наконец пришло время посадки. Кончался запас пропана, а приземлиться лучше до того, как он кончится совсем :) Стали выбирать поле. Летим над лесом, вдруг - полянка. Пролетели... Опять летим над лесом, над полем. Дорога. Видим, что по ней едет грузовик. Это Кристи. Чарльз решает сесть на поляну у дороги, но нас подхватывает ветер и вместо поляны уносит опять в сторону леса. Кристи разворачивается на девяносто градусов. Не зря на её грузовике написано - "Я догоняю воздушный шар и порой делаю странные повороты" :) Наконец, ветер становится благоприятным и мы снижаемся. Я говорю Наде: "Присогни коленки, чтобы смягчить посадку". Мы пролетаем над дорогой и приземляемся точно между двумя заборчиками на поле. Садимся невероятно мягко. Коленки можно было не сгибать :) Земля оказывается очень мягкая. Наша корзинка еще пару раз подскакивает и устаканивается на одном месте. Я хотела выбраться, но - нельзя, я оказывается - груз! Без меня корзинка сразу поднимется в воздух и полетит :) До меня дошло, почему для полета на воздушном шаре было необходимо именно два человека - для груза! Подходит Кристи и говорит, глядя на заборчики, между которыми мы приземлились: "Это же колючая проволока, тут нельзя сдувать шар". Хорошо, что мы прямо на забор не сели!
Наш пилот меняет решение. Он включает горелку, добавляет тепло в шар, и мы опять взлетаем над лесом. Он решает не садиться в поле, чтобы не намочить воздушный шар в утренней росе. Наконец Чарльз находит подходящую посадочную площадку. Он решает сесть прямо на драйвэй у большого кирпичного дома! Я даже не представляла себе раньше, что воздушный шар с его переменчивой траекторией, которая полностью зависит от ветра, можно приземлить с такой невероятной точностью - на драйвэй. Чарльз сказал, что иногда он приземляется прямо на шоссе. А не так давно пришлось приземлиться на... деревья в лесу. "И что тогда делать?" - спросила я. Говорит: "Приходится раздвигать деревья руками, свесившись наружу из корзины, и опускаться вниз как в шахту лифта, между деревьями". Не слабо! Но пройти через такой опыт нам возможности не представилось. Мы сели с невероятной точностью прямо перед домом. Потом сидели в корзинке, вылезать же нельзя, ждали Кристи. Она нашла нас на грузовике, припарковалась и первым делом пошла постучалась в дом и представилась: "Извините, у вас тут нельзя приземлиться?". После чего в полном восторге из дома выбежал мальчишка, которого догоняла не менее радостная собака, а вскоре появились папа и мама...
"Russians have landed!" объявила я, произнеся срочку из известного всем американца фильма "Русские идут!" - комедии о русской подводной лодке, потерпевшей крушение у американских берегов. Все покатились со смеху, включая одного аборигена Тасмании, который почему-то в этот момент как-раз ехал по дороге. Он остановился, вылез из машины и дивился на чудо-процесс приземления огромного воздушного шара. Скоро его припахали помогать складывать шар. Когда в шар перестали добавлять жару и он стал худеть, сжиматься, превращаясь в "тряпочку". Его было очень жалко... Сразу вспомнился мультик про то, как Пятачок шел в гости к Пуху с воздушным шариком. Сначала наш шар из гиганта превратился в худощавого длинного баскетболиста, а потом упал (ровненько на дорожку перед домом). Мы его сложили общими усилиями - сначала вдоль, потом скатали поперек. С помощью аборигена из Тасмании мы уложили шар в рюкзак, после чего все впятером сели на этот рюкзак. Он уменьшился вдвое, из него вышел воздух. Невозможно было поверить, что наш огромный воздушный шар, в который еще пять минут назад можно было положить семьдесят семь тысяч баскетбольных мячей, смог поместиться в рюкзак. А где же чудо?
Рюкзак мы забросили в грузовик, потом сами туда забрались - Кристи, Надя и я. И Чарльз повез нас обратно к стартовой площадке. Время в дороге я использовала чтобы расспросить "про всё" включая историю воздухоплавания. Особенно мне было интересно, как вообще им пришла такая мысль - открыть воздухоплавательный бизнес. Оказалось, что как-то раз (двадцать шесть лет назад!) Кристи и Чарльз совершили полет на воздушном шаре просто ради интереса, и им так понравилось, что они... купили тот воздушный шар у его хозяина прямо после полета и стали брать у него же уроки управления шаром. Теперь и Чарльз и Кристи имеют лицензии пилотов воздушного шара. Для того, чтобы получить "права вождения шаром", нужно пройти письменный и устный тест и совершить экзаменационный полет с инструктором. Чарльз засмеялся, вспоминая свой первый полет: "Мы приземлились на то же самое поле, с которого взлетели! Такое нечасто случается, когда ветер тебя покрутит и положит точно на то место, где взял..." Личный рекорд Чарльза - подъем на высоту в 7 километров и 315 метров. Всего сто пилотов в мире поднимались на такую высоту на воздушном шаре. Я расспросила про скорость. Оказалось, что шар может лететь со скоростью до сорока миль в час - обычно это зависит от ветра, а в сильный ветер вообще лучше не взлетать, разве что вы "идёте на рекорд". Самые лучшие условия это когда на земле спокойно, нет или почти нет ветра в момент старта и приземления. А в небе ветер - шару помощник и друг!
Чарльз и Кристи пригласили нас к себе в дом. В этом доме семья Чарльза живет уже более ста лет. Мы сидели на веранде. Собаки Йеллер и Эби крутились вокруг, пока наконец не устроились каждая на своём диванчике. Наде очень понравился слоникоподбный Йеллер цвета кофе с молоком - лохматый и уютный. Она вспомнила своего питерского любимца, долматинца Фараошу. Следуя традиции откупорили бутылку шампанского!
Полеты на воздушных шарах начались во Франции. Там раз от ветра поднялась в воздух юбка одной француженки. Тогда-то и задумались о том, что ткань, поднятая в воздух ветром, может послужить транспортным средством. Однако в сельской местности люди не доверяли науке и боялись этих летающих огнедышащих гигантов. Тогда-то и установилась традиция разливать шампанское при приземлении - мол мы не демоны, а простые люди и французы! 5 июня 1783 года браться Жозер и Жак Монгольфье впервые в мире запустили в воздух тепловой аэростат. Французы оторвали от земли наполненную горячим воздухом оболочку, оклеенную бумагой. Этим событием изобретатели увековечили свои имена. По сей день аэростаты, наполненные горячим воздухом, называется монгольфьерами. В том же году началась и история пилотируемого воздухоплавания. Франсуа Пилатр де Розье поднялся с помощью теплового аэростата на высоту 26 местров и стали первым в мире аэронавтом. Тогдашний французский король Людовик XVI предлагал поднять в воздух двух заключенных (в случае успеха он обещал им помилование). Но Де Розье хотел лететь сам. Его полет продолжался полчаса.
"А почему вы так назвали свой бизнес?" - спросила я. Чарльз объяснил, что когда люди видят воздушный шар в небе, они говорят - "Big! O! Balloon!". Так они и назвали свою воздухоплавательную компанию. Если перевести то получится "Какой большой! О! Воздушный шар!". Во время нашего полета мы израсходовали двадцать пять галлонов - почти весь запас. Летали около часу. Шар имел запас в тридцать галлонов пропана, чтобы поддерживать температуру и высоту. Интересно, что в жару на нагрев шара уходит больше газа, так как нужно поддерживать температуру выше, чем температура окружающего воздуха. На макушке шара температура поднимается до 121 градуса по цельсию! Можно воду кипятить! На заре воздухоплавания первые шары легко загорались, поэтому люди брали с собой ведра с водой.
Старт и пилотирование сейчас облегчают приборы - альтиметры (для измерения высоты полета), вариометры (для измерения вертикальной скорости полета), навигация даже позволяет осуществлять ночные полеты! Абсолютный рекорд дальности составляет 40 тысяч 879 километров. Он поставлен в 1999 году после завершения полета вокруг земного шара продолжительностью 19 дней 21 час и 55 минут. Современный рекорд высоты принадлежит американцам Малькольме Россу и Виктору Протеру, который в май 1961 году поднялись на высоту 34 тысячи 668 метров.
В России первый тепловой аэростат без пассажиров был запущен в Санкт-Петербурге в 1793 году. Первый пилотируемый полет прошел опять же в Санкт-Петербурге в 1803 году, его осуществил француз Жак Гарнерен, а русские люди только дивились. Но недолго - скоро им самим захотелось попробовать. Уже через четыре месяца в воздух поднялся отважный генерал князь С.С.Львов. С 1804 года полеты стали проходить в рамках Петербургской Академии Наук. В современной России воздухоплавание стартовало в 1989 году, когда была создана Федерация Воздухоплавания. Сейчас в стране зарегистрировано около двухсот воздушных шаров и более ста сорока пилотов получили разрешения на полеты. С 1990 года Россия участвует в чемпионатах мира и Европы и во Всемирных Воздушных играх. Ежегодная международная встреча воздухоплавателей проходит в городе Великие Луки на юге Псковской области.
Наталья Тучина
все права на текст и фото защищены
all rights on text and photos reserved
copyright Natalia Tuchina 2008
Стартовая площадка Big Oh! Ballons находится в селении Hot Springs в Северной Каролине
информация по телефону 704-880-0203 (USA)
или на вэбсайте www.bigohballoons.com
Спасибо за ссылку.
ReplyDeleteЗдорово кататься на шаре и текст хороший, и фотографии. Такой труд все это подготовить. Вот странно на самолете не боюсь летать, а на шаре наверное бы забоялся. А почему написано, что все права на текст и фотографии защищены?
А.
ну мои фотографии - я их защищаю от воров ))) а что?
ReplyDelete